Дмитрий ЗВАНЦЕВ

 

Снежана РА

ЭРОС В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ: Мини-поэма в семи эпизодах. –

Магадан: СРС; М.: Аневир Ink, 2006. – 10 с.

 

Эта таинственная поэтесса русско-болгарского происхождения вполне могла бы снискать шумную известность и стать любимицей столичных литературных салонов. Для этого у нее есть все необходимое: очевидная даровитость стихотворца, парадоксальность поэтического высказывания и эпатажная рискованность тематики. Одно «но»: Снежана Ра по каким-то, одной ей ведомым, принципиальным соображениям категорически избегает публичных выступлений. А без «клубных гастролей», как известно, сегодня поэту раскрутиться весьма и весьма непросто. Но, похоже, Ра и не стремится к шумной известности. Хотя вот и бумажные журналы (как и большинство поэтов новой генерации, Снежана Ра – автор сетевого «воспитания») стали все чаще публиковать стихи поэтессы, и критические заметки о ее творчестве появились в солидных изданиях – “НГ Ex Libris”, «Знамя», «Дети Ра» и др. В 2006 году вышел и первый сборник стихов «Городская сумасшедшая».

 

Верлибро-порно-поэмка (авторское определение) «Эрос в читальном зале»  не вполне типичный текст Снежаны Ра.  Нетипичен он, во-первых, по форме – поэма написана радикальным верлибром, без малейшего намека даже на «скрытую» рифмовку, в то время как для стихов Ра характерна виртуозная игра с тавтограммами и спрятанными рифмами внутри верлибра или расшатанного дольника. Да и от столь откровенной эротики Снежана Ра все заметнее отдаляется.

 

В 2005 году «Эрос»  произвел немалый фурор сразу на нескольких интернет-ресурсах. Да и сегодня поэму охотно «перепечатывают» всевозможные интернет-библиотеки эротической литературы и даже сайты знакомств. За Снежаной Ра закрепилась несправедливая репутация порно-поэтессы. Может быть поэтому сама Ра этот свой текст недолюбливает и не включает в авторские подборки даже для интернет-журналов.  Да вот и книжка вышла, насколько мне известно, пиратским образом – без согласования с автором.

 

И я не хочу осуждать издателей. Уж больно хорош текст. Хорош не шокирующей откровенностью сюжета (в его основе – попытка соблазнения интеллектаульной нимфеткой  доходяжной внешности аспиранта в читальном зале Ленинки), а именно что характерным для Ра выраженным ироничным дискурсом, парадоксальностью выстроенной сюжетной схемы.

Никогда еще в жизни моей

не было  таких

беззащитных мужчин –

так мало мышц на теле

и так много извилин –

в голове.

 

На мой взгляд, это один из лучших образцов современной русской радикально-эротической поэзии. Это стихи из того же ряда, что поэзия... нет, не Веры Павловой, но авангардной и шокирующей Светы Литвак. При всем физиологизме сюжета, Ра удается не впадать в пошлость дешевой порнухи. В этом ей помогает ирония. По сути же своей «Эрос» - едкая сатира на заполонившие интернет-ресурсы плохие стихи про ЭТО САМОЕ. Однако, предупреждаю мужчин, сатира – сатирой, но возбуждающий эффект гарантирован.

 

© ДЕТИ РА. 2007. - № 3 – 4.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz