Дмитрий ЗВАНЦЕВ
Снежана РА
ЭРОС В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ: Мини-поэма в семи эпизодах. –
Магадан: СРС; М.: Аневир Ink, 2006. – 10 с.
Эта
таинственная поэтесса русско-болгарского происхождения вполне могла бы снискать
шумную известность и стать любимицей столичных литературных салонов. Для этого
у нее есть все необходимое: очевидная даровитость стихотворца, парадоксальность
поэтического высказывания и эпатажная рискованность тематики. Одно «но»:
Снежана Ра по каким-то, одной ей ведомым, принципиальным соображениям категорически
избегает публичных выступлений. А без «клубных гастролей», как известно,
сегодня поэту раскрутиться весьма и весьма непросто. Но, похоже, Ра и не
стремится к шумной известности. Хотя вот и бумажные журналы (как и большинство
поэтов новой генерации, Снежана Ра – автор сетевого «воспитания») стали все
чаще публиковать стихи поэтессы, и критические заметки о ее творчестве
появились в солидных изданиях – “НГ Ex
Libris”, «Знамя», «Дети Ра» и др.
В 2006 году вышел и первый сборник стихов «Городская сумасшедшая».
Верлибро-порно-поэмка
(авторское определение) «Эрос в читальном зале» не вполне типичный текст Снежаны Ра. Нетипичен он, во-первых, по форме – поэма написана радикальным
верлибром, без малейшего намека даже на «скрытую» рифмовку, в то время как для
стихов Ра характерна виртуозная игра с тавтограммами и спрятанными рифмами
внутри верлибра или расшатанного дольника. Да и от столь откровенной эротики
Снежана Ра все заметнее отдаляется.
В
2005 году «Эрос» произвел немалый фурор
сразу на нескольких интернет-ресурсах. Да и сегодня поэму охотно
«перепечатывают» всевозможные интернет-библиотеки эротической литературы и даже
сайты знакомств. За Снежаной Ра закрепилась несправедливая репутация
порно-поэтессы. Может быть поэтому сама Ра этот свой текст недолюбливает и не
включает в авторские подборки даже для интернет-журналов. Да вот и книжка вышла, насколько мне
известно, пиратским образом – без согласования с автором.
И
я не хочу осуждать издателей. Уж больно хорош текст. Хорош не шокирующей откровенностью
сюжета (в его основе – попытка соблазнения интеллектаульной нимфеткой доходяжной внешности аспиранта в читальном
зале Ленинки), а именно что характерным для Ра выраженным ироничным дискурсом,
парадоксальностью выстроенной сюжетной схемы.
Никогда
еще в жизни моей
не
было таких
беззащитных
мужчин –
так
мало мышц на теле
и
так много извилин –
в
голове.
На
мой взгляд, это один из лучших образцов современной русской
радикально-эротической поэзии. Это стихи из того же ряда, что поэзия... нет, не
Веры Павловой, но авангардной и шокирующей Светы Литвак. При всем физиологизме
сюжета, Ра удается не впадать в пошлость дешевой порнухи. В этом ей помогает
ирония. По сути же своей «Эрос» - едкая сатира на заполонившие интернет-ресурсы
плохие стихи про ЭТО САМОЕ. Однако, предупреждаю мужчин, сатира – сатирой, но
возбуждающий эффект гарантирован.
© ДЕТИ РА.
2007. - № 3 – 4.