Татьяна ВИНОГРАДОВА. УХОДИМ В МИФ: Четвертая книга стихов. – М.; СПб.: Летний сад, 2005. – 96 с.
Четвертая книга стихов московской поэтессы и филолога Татьяны Виноградовой – четвертая попытка примирить в себе "воспитанницу традиционной поэтической школы" и верлибриста. Кажется, Татьяна нашла идеальный компромисс, "выведя" рифму в разряд обязательно-необязательного факультатива, - во многих стихах она синтезирует верлибрическую речь и почти классическую версификацию. Получается у поэтессы не просто мастеровито, а виртуозно – аж дух захватывает.
Стихи сборника многослойны, многоуровневы, они очень филологичны и культуроцентричны – поэтесса серьезно привязана к истории, в том числе и к истории мировой культуры. И название подборки идеально отвечает содержательному наполнению.
Уходим в
миф. В ненастную мечту.
Уходим
навсегда из вашего штрих-кода.
России
больше нет. Но в мифе я прочту
Благую,
тяжкую, живую память рода.
На самом деле Россия занимает немалую долю в текстах Виноградовой. Правда, не столько Россия, сколько тоска-воспоминание о ней (отдельный раздел в сборнике так и называется – "Памяти Москвы").
по руинам.
Разглядываю
пепелища.
Несколько
детей оживляют
скорчившийся
пейзаж.
В спутницах
у меня –
серьезная
грустная девочка.
Уцепилась за
мою руку.
-- Я, когда
мне было шесть лет…
Современная (порой с привкусом альтернативости) Россия в стихах Виноградовой причудливым образом переплетается-смешивается с видениями из совсем далекого прошлого – немного античного и много романтически-артуровского. И пространственные, и исторические координаты стираются. "Уходим в миф". Мы существуем в каком-то едином мифологизированном пространстве. А значит мы и сами уже часть какой-то глобальной мифологии.
Татьяна Виноградова – поэт сложный и жутко интересный для чтения. Штрих-код ее удивительной, очень интеллектуальной и, вместе с тем, женственно-чувственной, ранимой поэзии можно расшифровывать бесконечно долго. И получать от этого огромный эстетический кайф.