«Ex-libris НГ», 2004,  5 февраля

Татьяна БЕК

ТАМ ЧЕЛОВЕК СГОРЕЛ…

 

Рец. на кн.: Георгий Геннис. Сгоревшая душа Кроткера: Рассказы и верлибры. 1998-2002. - М.: Время, 2004, 95 с. (Поэтическая библиотека).

 

Первая стихотворная книга Георгия Генниса "Время новых болезней" вышла в Госмузее Вадима Сидура в 1996 году с рисунками замечательного художника и с предисловием его вдовы Юлии Сидур, которая отмечала, что перед читателем - талантливая, но "больная поэзия, проникнутая страданиями, кафкианским мироощущением, нездоровой фантазией и неудовлетворенной эротикой…". За истекшие семь лет поэзия Генниса не выздоровела и не стала мажорнее: сборник рассказов и верлибров (провести меж ними грань трудно: те ритмизованы, а эти прозаизированы) "Сгоревшая душа Кроткера" дышит трагизмом, который блуждает в "дремучих чащах подсознания". Алла Марченко, автор предисловия к новому сборнику, видит в нем "маленький двухчастный роман", а в лирическом герое - "одного из населенцев земной юдоли… времени сверхновых болезней". Она же отмечает плодотворность поиска в проеме меж психологической беллетристикой и стиховой речью. Персонажи данного поэт-повествования чувственны - одиноки - бессильны - агрессивны. Автор фокусируется на телесном нездоровье, увяданье, старенье, загниванье - все знаки этих процессов (порою мучительно натуралистичные) воспринимаются им как уродливые, но витальные символы жизни, протекающей наперекор приближающемуся финалу. В книге - масса глаголов, связанных со звуками отстаивающего себя бытия: кричать, звать, похрустывать, каркать, реветь, храпеть, стонать, причмокивать, клокотать… Похоже, что мощью звука (а стих и есть вид звука), в личной метафизике Генниса, человек защищается от "вируса тьмы", от "вымирания плоти", от "испарений кромешной болезни".

В одной из главок героиня, сжегши себе полость рта (хлебнула едкой кислоты не из той бутыли), опрометью выбегает из дому с пронзительным криком, а герою чудится, что "он видит ее обугленную изнанку". Я же, в свою очередь, усматриваю в этом образе стержень-метафору поэтики Георгия Генниса: ожог - боль - вопль - изнанка… Форма экзистенциальной истины, не так ли?

 

Hosted by uCoz