Рец. на кн.: Георгий Геннис. Сгоревшая душа Кроткера:
Рассказы и верлибры. 1998-2002. - М.: Время, 2004, 95 с.
(Поэтическая библиотека).
Первая стихотворная книга
Георгия Генниса "Время новых болезней"
вышла в Госмузее Вадима Сидура
в 1996 году с рисунками замечательного художника и с предисловием его вдовы
Юлии Сидур, которая отмечала, что перед читателем -
талантливая, но "больная поэзия, проникнутая страданиями, кафкианским мироощущением, нездоровой фантазией и
неудовлетворенной эротикой…". За истекшие семь лет поэзия Генниса не выздоровела и не стала мажорнее: сборник
рассказов и верлибров (провести меж ними грань трудно: те ритмизованы,
а эти прозаизированы) "Сгоревшая душа Кроткера" дышит трагизмом, который блуждает в
"дремучих чащах подсознания". Алла Марченко, автор предисловия к
новому сборнику, видит в нем "маленький двухчастный
роман", а в лирическом герое - "одного из населенцев
земной юдоли… времени сверхновых болезней". Она же отмечает плодотворность
поиска в проеме меж психологической беллетристикой и стиховой речью. Персонажи данного поэт-повествования
чувственны - одиноки - бессильны - агрессивны. Автор фокусируется на телесном
нездоровье, увяданье, старенье, загниванье - все знаки этих процессов (порою
мучительно натуралистичные) воспринимаются им как уродливые, но витальные
символы жизни, протекающей наперекор приближающемуся финалу. В книге - масса
глаголов, связанных со звуками отстаивающего себя бытия: кричать, звать, похрустывать, каркать, реветь, храпеть, стонать,
причмокивать, клокотать… Похоже, что мощью звука (а
стих и есть вид звука), в личной метафизике Генниса,
человек защищается от "вируса тьмы", от "вымирания плоти",
от "испарений кромешной болезни".
В одной из главок героиня,
сжегши себе полость рта (хлебнула едкой кислоты не из
той бутыли), опрометью выбегает из дому с пронзительным криком, а герою
чудится, что "он видит ее обугленную изнанку". Я же, в свою очередь,
усматриваю в этом образе стержень-метафору поэтики Георгия Генниса:
ожог - боль - вопль - изнанка… Форма экзистенциальной истины, не так ли?