Геннадий ПРАШКЕВИЧ

МИДИИ СТРАСТИ

(О Евгении Харитонове и его стихах)




…Надо было два года отучиться в Калужском пединституте, отслужить в армии, закончить филфак и магистратуру в МПГУ, пережить развал огромной страны, в которой, собственно, начиналась литературная жизнь Евгения Харитонова (невинные рассказы в районной газете, стихи в незабвенном журнале «Пионер»), наконец, надо было понять свои корни: через мать - от кубанских казаков, через отца - от мелких дворян Лебедевых, чтобы в итоге внимательно рассмотреть руины казавшегося таким прочным мира. Журналист газеты «Товарищ», редактор издательства, преподаватель словесности в школе, завотдела критики и библиографии в известном журнале «Если». Предпочтения в литературной работе возникли сами: нереалистические жанры - от сказки до научной фантастики, и отдельно - болгарская фантастика и современная болгарская поэзия. Цветники этой поэзии время от времени покрываются самыми фантастическими цветами. Перебирая поэтические букеты, Евгений Харитонов успевал много писать и о другом. Напечатал массу специальных статей, выпустил несколько литературоведческих книг и биографических словарей. «Фантастика на страницах периодики», Москва, 1992; «Женский цех российской фантастики», Москва, 1995; «Фантастический самиздат. 1967 – 1999», Липецк, 1999; «Наука о фантастическом», Москва, 2001; «На экране – Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка», Москва, 2003 (в соавторстве с А.В. Щербаком-Жуковым), наконец, большая книга «Болгария фантастическая: Обозрение болгарской фантастической прозы и критики», выпущенная в София издательством «Аргус» - первый в истории мирового литературоведения опыт историко-критико-библиографического анализа болгарской фантастики.

Итог: Национальная литературная премия Болгарии «Гравитон» (2004) - за вклад в болгарскую культуру.

С премиями у Евгения Харитонова отношения короткие. Он - лауреат премии журнала «Библиография» (за серию статей по истории русской литературы), премии «Интерпресскон» (Санкт-Петербург), «Фанкон» (Одесса), премии имени В.И. Бугрова (Екатеринбург), многих других. Дом его украшают разнообразные бронзовые статуэтки - вещественное выражение премий, и, конечно, книги, книги, книги. Их у Евгения Харитонова скоро соберется два десятка. С 1997 года он состоит в Союзе литераторов Российской Федерации, с 2001 года – в Союзе писателей России, с 2003 года – в Союзе журналистов России.

Что касается стихов, то тут все не просто.

Стихи Евгения Харитонова чаще печатаются за рубежом.

Это, по словам автора, является предметом скорее грусти, чем гордости.

Тем не менее, появлялись его стихи в сборнике «Слепая свобода: Поэзия андеграунда» (Москва-Калуга, 1991), в антологии русской неофициальной поэзии «С гимном…» (London: DP,1994), в альманахе «Вектор творчества» (Москва, 2003), в журналах «Дети Ра», «Футурум Арт», «Город Гротеска» - в Болгарии, в Сербии, в Германии. В Англии книга стихов Евгения Харитонова «Во! УМ!» (на русском и на английском языках) вышла с предисловием Джулии Фоулз. «Надуманной сложности, выхолощенности, нагроможденности, - писала она, - автор противопоставляет лаконизм, прицельность образа, формулировки. Нарочито простые по форме, «грубой выделки» его конструированные тексты (которые он называет иногда - НЕпроза) обладают особым магнетизмом: завораживают и возбуждают. Его тексты - подчеркнуто ироничны, они САМОироничны, они порой нарочито глумливы и неистребимо чувственны. Евгений Харитонов иронизирует над миром, над любовью, над политикой, над собой, над поэзией, наконец. Это - позитивный циник, которого не интересует Общее, он оценивает – Частное, Сиюминутное, Мгновенное. Эстет, прекрасно осознающий цену себе, влюбленный в свое Я, при этом неизменно издевающийся над этим самым Я…»

Даже к названиям книг у Евгения Харитонова свой подход. «НЕПрОЗА, или Картинки за выставкой: Стишьевая книга» (Москва, 2003). «Внеклассное чтение: Книга стихов и верлибров» (Рязань, 2005). «Евгений В.Харитонов ищет (находит) самовитое, незатертое слово, - писал в журнале «Футурум Арт» Евгений Степанов. - Он понимает, что только оно может что-то сказать другому человеку. А если такого слова нет, то лучше говорить глазами». Не поэтому ли, устав говорить глазами, Евгений Харитонов ушел в верлибр. Рифма надоела, она растрепана поколениями, растиражирована, свежих рифм нет. Что ж, в верлибре Евгений Харитонов нашел ту свободу, которую долго искал. «Мидии страсти» выставлены на поэтический стол, поток сознания созвучен с проблемами, терзающими наш мир.

В начале 2005 года поэты Георгий Геннис, Татьяна Виноградова, Вир Вариус, Стас Красновских, Ия Эско, Илья Китуп и, естественно, Евгений Харитонов, организовали дерзкую поэтическую группу «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ “СССР!”» СССР здесь, понятно, всего лишь аббревиатура, зато какая! «СОБЛАЗНИМ СВОИМИ СТИХАМИ РОДИНУ!»

К сказанному выше могу добавить, что Евгений Харитонов – меломан и музыкант, он сам играл в рок-группе «The МЫ». Верный друг. Женат, с дистанции сходить не собирается. Дочь крылит в том же поэтическом поднебесье. Дом полон особой ауры. «Спотыкаясь, я сам вошел в эту дверь…» Музыкальные альбомы всех стилей и направлений. «Какая редкость ныне, да и всегда, впрочем, встретить поэта, не относящегося к себе серьезно, - так пишут о нем в Сети. - Не к поэзии вообще, не даже к собственному творчеству в частности - этого-то как раз пруд пруди, особого труда не надо. А тут на тебе: хрен с тобой, Золотая Рыбка! - говорит нам Харитонов. Нарцисс, следовательно, не от любви, а от зависти утопился. А Харитонов воды не мутит, и вообще из всевозможных вод предпочитает самые натуральные: водку, коньяки. В общем, здоровый смех над хронически нездоровым литературным миром - и над собой же в первую очередь…»

Ну, а о смысле писания стихов:

«Ветер мечется по крыше,
Ниже стонут провода,
Под землею ходют мыши,
Мокнет в озере вода…»

Спросишь ты: «Какой есть смысл
В твоих глупеньких стихах?»
Я отвечу: «Нету смысла
В моих глупеньких стихах».

Ухмыльнешься: «Есть ли смысл
В смысле том, что смысла нет?!»
Я - с улыбкой: «Нету смысла
В смысле том, что смысла нет».

Ты рассердишься и крикнешь:
«Так на кой же хрен писать?!»
Выждав паузу подольше,
Рассмеюсь и дам ответ:
«Отчего же не писать,
Если хо-о-чется писать?»

Лично я с этим глубоко согласен.



© Геннадий ПРАШКЕВИЧ, весна 2006.

Hosted by uCoz