ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ

О СТИХАХ ЕВГЕНИЯ В.ХАРИТОНОВА

 

 

 

Геннадий ПРАШКЕВИЧ, писатель, поэт, член Международного ПЕН-клуба:

 

"И вот, спотыкаясь, я сам вошел в эту дверь". И мы сразу узнали Евгения Харитонова. Его интонацию, его ритм. Он говорит то, о чем мы успели подумать, но не нашли, катастрофически не нашли слов, чтобы, как он, высказать все это вслух...

 

 

Магдалена КОСТОВА-ПАНАЙОТОВА, филолог-славист, поэт (София, Болгария)

 

Стихи Евгения Харитонова читать легко и приятно. Они растворяют реальность особым образом – звучат одновременно игриво и иронично, в них очевидно отражение авангардистских стремлений поэзии деконструировать синтаксис, разрушить языковые барьеры, взорвать пространство. И в то же время стихи Харитонова очень личностны и пронзительно лиричны. Стихи эти адресованы к интеллигентному читателю, способному читать интертекстуально, критично и, вместе с тем, получать удовольствие от самого чтения.

 

 

Николай СВЕТЛЕВ, поэт, прозаик (София, Болгария)

(Статья «Сны пещерной демократии». – В авторском сборнике стихов Е.Харитонова «Последният ден на ягодовата поля». София, 2005).

 

Сила Евгения Харитонова как поэта – в характерном для него верлибрическом строе, который помогает ему достичь поразительной свободы Слова и формирует поток сознания, созвучный с проблемами, которые терзают этот полусумасшедший мир… В стихии свободного слова Харитонов сознательно или подсознательно убегает от чистой классической рифмы, но в его поэзии явственно наблюдаются гармоничный внутренний ритм и колоссальная экспрессия в образе лирического героя. Оголенная ранимость нашего современника, пережившего адские испытания твердокаменного социализма и пытающегося выжить в пещерном капитализме дня сегодняшнего – вот мишень поэтический откровений Евгения Харитонова.

 

 

Джулия ФОУЛЗ, славист (Лондон):

(Статья «Русская неофициальная поэзия рубежа веков».сборник «Actual Poetics. 2000». London: DP, 2000).

 

...Надуманной сложности, выхолощенности, нагроможденности он противопоставляет простоту, лаконизм, прицельность образа, формулировки. Нарочито простые по форме, «грубой выделки» его конструированные тексты (которые он называет просто - НЕпроза) обладают особым магнетизмом: они завораживают и возбуждают. Его тексты - подчеркнуто ироничны, САМОироничны, порой нарочито глумливы и неистребимо чувственны. Е.Харитонов иронизирует всегда и во всем: над миром, над любовью, над политикой, над собой, над поэзией, наконец. Это - позитивный циник, которого не интересует Общее, он оценивает – Частное, Сиюминутное, Мгновенное. Эстет, прекрасно осознающий цену себе, влюбленный в свое "Я", но неизменно издевающийся над этим самым "Я".

 

 

Андрей ГОЛЬДИН

(Статья «Поэтическое пространство новой России».журнал «Наперсток», 2002. № 6):

 

Харитонов – не поэт. Он - киллер поэтического языка, бесстыжий паяц, глумящийся над поэзией и над самым Высоким и Светлым званием на Земле - «Поэт».

 

 

Александра «Фелiчiта» САШНЕВА, писатель, певица (Москва):

 

Стильный, ироничный, тонкий, стыдливый, бесстрашно откровенный, жизнерадостный, любвеобильный... В его стихах есть смачное удовольствие от жизни, от самого процесса ее познавания, получения и осязания. Порой его строки прикасаются к вам, точно раскаленные желанием кончики пальцев. Порой он втыкает в вас вилку и съедает, обмакнув в соус сарказма. Но сарказм его так же деликатен, как и страсть.

 

 

Олег ДИВОВ, писатель (Москва):

 

Техника стиха: авангард с человеческим лицом. Путь мирской: от мальчишки-солдата, обороняющего за каким-то хреном какие-то рубежи и не имеющего возможности даже с тоски повеситься – до взрослого мужчины, стоящего на рубежах вполне определенных, но все с той же петлей горизонта на шее. Немало есть авторов, способных парой строк передать мимолетное состояние души. Но Евгений В. Харитонов, когда находит на него такой стих, в один-единственный образ – яркий и зримый - вколачивает сразу всё: и целостную картину мира, и пристрастную рецензию на художественные потуги Творца, и очередной «рецепт дня» для желающих выживать в неотчаянии.

Да, с «человеческим лицом», да – «конструктивный». Когда едва уловимая неправильность стиха вдруг оборачивается тонко построенной гармонией.

…И глупые мотыльки все летят на свет зеленой лампы классики…

 

 

Максим ЕВСЕЕВ, писатель (С.-Петербург)

(журнал «Точка Зрения»)

 

Каждый его стих – не стих, а маленькая повесть…

 

Hosted by uCoz