Татьяна КАЙСАРОВА

 

ЭТОТ ДОЖДЬ

 

( О поэзии Татьяны Виноградовой)

 

    

Давно настало время гордиться теми талантливыми, умными и бесконечно добрыми людьми, которые, как, как и многие из вас учатся и закончили наш уникальный ВУЗ – МГУ им. М.В. Ломоносова. Сегодня объектом нашего внимания станет знакомство с феноменом творчества Татьяна Евгеньевны Виноградовой (Логачевой) – кандидатом наук филологического факультета МГУ, доцентом кафедры русской литературы ХХ века – поэта и литературоведа, журналиста и художника. Смелый, современный, прогрессивный взгляд на окружающий мир, широчайший кругозор и умение владеть Словом – весомая основа творчества Татьяны Виноградовой. Её кандидатская диссертация посвящена теме: «Русская рок- поэзия 1070-1990-ж годов в социокультурном аспекте. Восприятие окружающего мира, преломляясь в её сознании, приходит к нам в своеобразном поэтическом облачении. Не традиционное русское рифмованное стихосложение привлекает Татьяну, а свободный стих – верлибр (vers libre,франц.) В русской поэзии верлибр появился задолго до символистов. Верлибром писали А.Фет, А.К.Толстой, К. Бальмонт, М. Волошин, И. Бунин, М. Кузьмин, А, Белый и др.

 

Т. Виноградова пишет верлибром свободно, как дышит. Это не значит, что она не может писать рифмованные стихи. Она просто выбирает для себя полную свободу, не желая ограничиваться в творчестве никакими рамками. Насколько это возможно, свобода становится образом жизни. Свободный полёт мысли – это та стихия, в которой творит поэтесса. Татьяна Виноградова пишет о своих стихах следующее: «…В любом человеке есть то, что в них содержится. Если же в человеке этого нет, то восполнить лакуну стихи не помогут. Стихи не должны быть обращены ни к какому читателю… они нужны, прежде всего, для самого пишущего. И даже, более того: стихи пишут себя сами – используя поэта в качестве регистрационного прибора…»

 

Однако, пора уже перейти к тексту того стихотворения, которое намереваюсь поместить в данной статье. Оно имеет название: «Большое описание дождя». Сама поэтесса считает, что стихи подобного плана «не должны быть обязательно прочитаны подряд и до конца».

 

Позволю себе не согласиться с ней, особенно в данном случае. Вышеупомянутое стихотворение невозможно не прочитать до конца, причем на одном дыхании, задействовав при этом весь арсенал внутреннего восприятия слова, несущего колоссальную образность… На самом деле – это вовсе не «описание дождя» - это САМ ДОЖДЬ, идущий над миром, сквозь мир, непосредственно над нами и сквозь нас. Невозможно внутренним взором не видеть, как он струится «прохладный и сумрачный», летит «прохладный и готический» между «тишиной и молчанием». «В эту ночь он летит и ко мне…» – пишет поэтесса , и ко мне – вторю ей я. «И ко мне» - может сказать каждый, начавший столь увлекательное чтение, подставляя мнимому (или истинному, уже не различить, дождю) свои ладони, слушая его «кельтский шепот». Читатель почувтсвует всё, что чувствует сам автор. Он не сможет уснуть, представляя дождь в городах мира и «посреди зелёных холмов, посреди зелёного острова, на углу извилистой улочки Ньюарка». Вот он уже «шумит по соломенным крышам и по крышам из солнечных батарей…». Он стремится «к Собору, чьё имя, как воздух и его нельзя произнести по-русски… - К Собору, где Утешение тихо, незаметно встаёт с тобой рядом и обнимает за плечи… «Он (дождь) не спросит, кто ты, между тишиной и молчанием», он летит, пронизывая и пропитывая собой мироздание только к тебе, благодарный читатель, потому, что ты невольно ставишь себя на место автора и уже не разделим с ним, неразделим с миром, неразделим с дождём. Благодальная дождевая вода прольется перед рассветом и перед твоим «растерзанным городом и омоем его грязные улицы, зашумит в удивленной листве». О, это святое омовение влагой небесной! Сколько наносного, сумрачного и ложного уйдёт вместе с ней из наших измученных, мечущихся душ, стоит только подставить дождю свои ладони и закрыть глаза.

 

После прочтения стихов давайте задумаемся: насколько безграничны возможности верлибра в сочетании с истинным талантом, и как огромны, открывающиеся перед поэтом и читателем возможности выражения и восприятия природы и сущности окружающего нас мира.

 

Хочу добавить, что подробнее с творчеством Татьяны Виноградовой, ссылками на её поэтические сборники и литературоведческие работы вы можете познакомиться на странице «Вектор творчества» по адресу: http://www.massmedia.msu.ru/newspaper  

 

Её стихи и высказывания о поэзии вы можете найти на странице по адресу:

http://www.kaisart.sitecity.ru 

 

(с) Татьяна Кайсарова, член СП и МОЛ СЛ РФ, поэт, литературовед.

Hosted by uCoz