Андрей КАРПОВ
ВОЗРАСТ ЕЩЁ НЕ УБИТОЙ ЛЮБВИ К
ОТЧИЗНЕ
(Опыт анализа цикла стихов Вира Вариуса «Умиротворение»)
…проникся
душевной лёгкостью автора и по-хорошему позавидовал. Без занудства и скорбной
мины, по краешку больших тем, почти вытанцовывая... Совершенно
разные стихи, а ведь можно сказать - и цикл, объединенные настроением, не знаю,
как авторским, а читательским - несомненно. Читается легко, хочется дочитывать
до конца, и уже - за той гранью, до которой графоманство
оставляет богатейший материал для критически настроенного ока. Стихи, при всей
их лёгкости, очевидно прошли обработку - и, как
продукт поэтического труда, они уже не дают легко проскрестись в душу поэту и
составить географию его сознания. Поэт - отдельно, поэзия - отдельно. Поэтому я
был озадачен, каким образом структурировать свою рецензию.
В конце концов решил исходить из
того, что каждый стих имеет свой эйдос. Даже
наоборот. По Платону вещь - это тень, отбрасываемая идеальной вещью на стену
бытия. По тени можно судить, какой должна быть идеальная вещь. По аналогии -
каждый стих - тень, отбрасываемая эйдосом, идеальной
реализацией данного стиха. О полном соответствии поэзии эйдосу
судить не нам, но всё же что-то можно увидеть, например, какие-нибудь явные
отличия.
Весна, подвыпившая шельма
Несомненно, разгульная, шальная весна - довольно грубый
субъект, не склонный к сусальным нежностям. Понятный эйдос, но всё же лексика уж слишком перебирает. Весна -
бестия молодая, или хотя бы молодящаяся, ведь с неё всё начинается. Да вот и
сравнение (пусть не сущность, но всё же) - как шальная малолетка.
И вдруг - бельма. Видимо есть удовольствие в подобных стилевых несоответствиях,
но такая игра перегружает стих. Сплёвывая слюни апрельских РАДУЖНЫХ дождей.
Такой красивый эпитет и - слюни. Интонационный сбой, подножка читателю.
Ещё одно выпадение: стих начинается и заканчивается
портретом гуляющей/идущей весны. Это - логическая рамка, в которую вставлено
портретное описание. И вдруг - гоняет. Если бы речь шла не о портрете, а о
действиях, это было бы ничего, но существующему эйдосу такое переключение противоречит.
Хартия Умиротворенных Йогов
Качественная игра слов. Последние четыре строчки - большое
удовольствие.
В стихе много загадок. Таков эйдос или это спотык?
Например. Скупые "нельзя" отринуты, запреты сняты,
должна быть фиеста желаний, а с этим - проблематично. Почему? Варианты ответов:
1) логический сбой
2) желание искренние и большие, а жизнь слишком мелкая -
поэтому их и прячут
3) отмена запретов порождает дефицит желаний
Что в эйдосе?
Ещё. Мы дырки без ноликов/Мы стулья
без столиков. - Несмотря на отсутствие тире в полагающемся месте самые образные
строки стиха. Представляют "мы" как некую совокупность единиц,
складчину. Но далее вроде бы то же "мы" - приют меланхоликов/притон
алкоголиков - уже не складчина, а какая-то обнимающая цельность, объём. Эта
перемена фокуса - отражение эйдоса или его искажение?
Обряды камлания НАД сознанием. Т.е. шаманская пляска (кого?)
над телом распростёртого больного (сознания). Задумана ли такая картинка?
Последняя загадка - в названии. Почему Йоги? Перекличка с
молчанием и забвением - слабая почва для семантических связей...
То ли много накладок, то ли слишком завёрнутый стих.
Не в заморском царстве.
Вот этот стих почти самотождественнен.
Может быть, они не лучший, и далеко не самый сильный,
но в нём почти нечего дорабатывать.
Есть одна загадка - что за пенёк, на который ходят скопом
драться. Догадаться, что имеет в виду автор, нет никакой возможности.
Пустельга ты моя, пустельга.
Очень понравилось (интересно, изначально ли задумывалась
перекличка с Есениным, или обнаружилась по факту?)
Нахваливать не буду. Только вот - пустоумница
и пустозвонка - здорово, правда.
Отклонений от эйдоса почти нет.
Шальной ребенок - он ведь совсем не шальной, а скорее -
случайный.
Окончательный анализ
Все претензии к первому четверостишью, второе - идеально.
Промеж - архаизм. Больше намёков
на прошлое нет. Стало быть - зря.
Променад - в результате получается довольно заметное
пренебрежительное отношение. О солнце свысока...
Колыбелька
У этого стихотворения мне не
нравится эйдос. Как в Весне, автор играет на
столкновении семантических планов. Ангел - непорочный. И он же ищет, чем
поживиться. Далее звучит - забирай что хочешь, усиливая "поживиться".
В результате непорочность проигрывает по очкам. Возникает ощущение порочности
непорочности. Очень сомнительный ангел. Хранитель? Вряд ли. Вестник? Нет. И
смотрит во все очи (не - в оба). Похоже - многоокий
херувим. В общем, дело тёмное. Я бы на месте лир.героя спать не отважился.
Гой-еси, Россия-мать!
Россия - мать. Мы ее дети. И стих звучит с детскими
интонациями, не взирая на это окончание-мать, затасканное анекдотами,
перечисляя по-детски составляющие мироздания, сюсюкая "кустик",
цитируя то ли Пушкина, то ли шансон, неумело сбиваясь в ритмическом рисунке
("наместников")...
А это:
я всегда безмерно рад
Быть
твоим поэтом! - детская самовлюблённость, почти подлинная.
Стих - на одиннадцать лет. Возраст ещё не убитой любви к
Отчизне. Может, действительно надо впасть в детство, чтобы обновить в себе это
чувство?
Хорошо, что цикл заканчивается этим стихом - как глоток
тоника, остаётся ощущение шипящих пузырьков...
ОТ РЕДАКТОРА: цикл стихов «Умиротворение» находится
по адресу:
http://www.stihi.ru/poems/2005/04/11-852.html