© Татьяна ВИНОГРАДОВА

ГИБЕЛЬ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

 

Из цикла «ЦВЕТЫ В УСНУВШИХ ЗЕРКАЛАХ»

                                                  В.А.

4. Юго-Запад в конце октября

Уходящая в осень дорога,

убегающая от себя.

В черном зеркале стынут огни.

Фонари — тревожным пунктиром.

Люди, люди... Потоки машин..

Каждый ищет свой дом и уют...

Но не им одолеть дорогу,

что уводит, уносит, летит

в мир, где реальность сместилась,

в мир мечты и тревоги,

в самое сердце

осени.

 

Ну а те, кто еще остался,

уцелел в отдельных квартирах

(интерьер в приглушенных тонах)

лишь заметят: «Ветреный вечер», —

и опустят тяжелые шторы

(в приглушенных тонах),

и вздохнут облегченно,

постаравшись не замечать

черногривой, рвущейся ввысь

и куда-то зовущей

осени.

 

И не знают, что мой Юго-Запад

этой ночью плывет сквозь осень

вслед за птицами и облаками.

 

...Замерев на краю сумерек,

запрокинувшись окнами в небо,

дом — огромный белый локатор

вслушивается в звенящие позывные

осени.

 

— Утонув в мягкой сонности кресел,

с еле слышным щелчком выключая

скучающий мир, —

к сожалению, к счастью не знают,

что в раздольном, пьянящем взлете

трепещет и вот-вот от земли оторвется

мой Юго-Запад.

 

И дорога уводит в осень.

 

...И для счастья так мало надо,

и над звездами ветер чист,

словно Млечный Путь — автострада,

и в конце, за всё, как награда —

темно-красный кленовый лист.

 

 

 

5. Этюд

Начинается вечер —

бесконечная пьеса.

Начинаются звезды, —

и кончается небо

полоской заката,

и кончается осень

полоскою льда.

Голубой и сиреневый,

мечется ветер

от кварталов «Всегда»

к пустырям «Никогда».

 

Ни машин, ни людей

на притихших проспектах,

удивленно глядят

друг на друга дома...

Лишь как белая птица,

запоздавшее эхо

вновь и вновь повторяет:

«Скоро зима».

 

 


12. Аид

Забытый сон. Во сне друг друга мы не знаем.

По длинным и зеркальным переходам,

в клубящемся хрустальном лабиринте,

в молчании мы вновь и вновь проходим.

Каждый — лишь отражение чужого сна.

Мы видим лишь тени, лишь чужие имена,

и не находим среди них себя.

 

Так мы скользим, проходим — мимо, мимо...

Не узнавая жизни и судьбы —

Своей? Чужой? — Как знать...

Так лето с осенью, свой не окончив спор,

расходятся, но даль — одна для всех,

и долго отражает небо

их путь в страну

весны.

 

 

14.

Всё — смятение, бури, напрасные страсти,

сумасшедшие мысли и никому не нужные мечты —

кончается негромким разговором

в золотистой комнате, у камина,

очень похожего на настоящий.

 

Здесь, в уютной мягкости кресел,

глядя, как искрится темно-вишневая влага

в голубом хрустале

— ах, напоминает закат!

На просвет... о, вовсе нет,

при чем здесь цвет

крови!..

скорее — рубин, гранат...

 

...Так вот, здесь так приятно бывает вспомнить,

что там, за туманным окном,

сгущаются серые сумерки,

и ветер раскачивает

черные скелеты деревьев.

 

Разговор двух воспитанных,

хорошо приспособленных к жизни людей,

понимающих цену всем старым и стертым словам:

— Помнишь, тогда была тоже осень...

— Ты дарил мне кленовые листья...

— Но знаешь, жизнь вовсе не так уж...

Впрочем, слова не нужны.

Ведь эти двое так давно

понимают друг друга.

 

Закурить сигарету,

улыбнувшись, задернуть тяжелые шторы

(в приглушенных тонах...)

 

...А там, в темноте,

среди черных деревьев,

бредет, спотыкаясь,

душа.

 

1987


 

 

Hosted by uCoz