(Газета «МОЛ». 2004. № 1 (24)
[Рец. на
кн.: Евгений Харитонов. Непроза, или Картинки за выставкой: Стишьевая книга. – М.: Московское объединение литераторов СЛ РФ, В. Секачев, 2003. – 80 с.]
Этот Евгений Харитонов (не путать с тем)
– сравнительно молод. И, хотя «Непроза» – уже вторая
его книга стихов (первая незадолго до этого вышла в Лондоне), литературное
сообщество знает его в основном как критика и литературоведа, работающего в
области фантастики. Не удивительно, что книга предварена лапидариями
культовых в среде фантастов фигур – Олега Дивова,
Александры Сашневой, Владимира Васильева. Фантасты
поэзию ценят.
Отзыв В. Васильева «В
этом что-то есть!», пожалуй, соответствует действительности. Тексты Харитонова,
даже если судить по названию книги, порою явно провокационны, порою манерны, и
весьма разнообразны стилистически – на 80-ти страницах читателю предлагается
обширный выбор от крепко сработанных верлибров до
фигурных стихов и частушек. Любопытна здесь, однако, не техника, а идущая еще
от эпохи русского декаданса и воскресшая в последнее время интенция
представлять на суд публики не столько тексты, сколько некий личностный
поэтический имидж: («Я снова приду!/ И Небо зажмурит/
седые глаза - / Бог стыдлив…/Но я того стою!»).
Представитель поколения, при котором обесценилось само понятие «поэт»,
Харитонов пытается вновь возвысить его «от противного» - за счет эпатажности, гиперсентиментальности
и брутальности своего, в общем-то
интеллигентного и чувствительного лирического героя.
«…мы –
всего-то мотыльки
суетливо одноразовые
скоротечно великие
быстрокрыло талантливые
–
греемся и сгораем
под зеленой лампой
Классики».