«ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ / “СССР!”»
– ЭТО:
Вир ВАРИУС (Москва)
Один из отцов-основателей группы и самый загадочный обитатель Другого
Полушария. Тщательно скрывает паспортные данные и место жительства. Однако
доподлинно известно, родился где-то на Востоке, что он худ, бородат, ему 33
года, в молодости писал тексты для рок-групп. Многолик и многоименен. В
бумажных и электронных изданиях опубликовано немалое количество стихов самых
разных стилей, поэтик, подписанных множеством имен – как мужских, так и женских.
Сам Вир объясняет свою многоликость/многолюдство так: “Добиваюсь смешения
стилей и эпох, стилистического разнообразия через суть проживаемых образов
методом сталкинга - технике, описанной Карлосом Кастанедой. Только так можно
ощутить полноту жизни и восстановить свою целостность”. Доброжелателен,
ироничен, но напрочь запутался в собственных мистификациях и легендах, в связи
с чем коллеги не без оснований подозревают его в причастности к иностранным
разведкам. Курит, пьет вино, пишет.
Автор книги стихов «Не в ладах с
вечностью...» (Москва, 2006).
Татьяна ВИНОГРАДОВА (Москва)
Душа группы. Полное имя: Татьяна
Евгеньевна Виноградова.
Родилась 15 января 1965 года. Поэт,
филолог, переводчик, график. Кандидат филологических наук – защитила первую в
России диссертацию, посвященную русской рок-поэзии 1970-1990-х.
Автор четырех поэтических книг: “Лотосы
Золото Сон” (М., 1996), “Богданово” (М., 2003), “Каменное дерево” (М., 2003),
«Уходим в миф» (М.: Летний сад, 2005).
Начинала с традиционных стихов, пришла в верлибр.
Стихи публиковались в периодике,
включены в поэтические антологии России и Италии; Татьяна – постоянный участник
Фестиваля русского верлибра. Красива, иронична, доброжелательна, однако умеет
держать дистанцию. Почти бросила курить, что говорит о наличие железной воли,
из спиртных напитков уважает хороший коньяк.
Член СП России, Союза литераторов РФ и
Союза художников.
«Татьяна Виноградова – поэт сложный и жутко
интересный для чтения. Штрих-код ее удивительной, очень интеллектуальной и,
вместе с тем, женственно-чувственной, ранимой поэзии можно расшифровывать
бесконечно долго. И получать от этого огромный эстетический кайф» (журнал «Дети
Ра»).
Георгий ГЕННИС (Москва)
Ум группы. Поэт, переводчик. Воплощение
интернационализма группы: в родословной Георгия соединились немцы, литовцы и
русские. Полное имя: Георгий Гельмутович Геннис. Родился в 1954 году.
Воспитанник и друг великого скульптора В.Сидура. Неслучайно, что первые две
книги Георгия, автора самых необычных, самых сюрреалистичных и самых страстных
верлибров, вышли именно в Музее им. Вадима Сидура.
По образованию – преподаватель
иностранных языков. Работал на ТВ редактором новостных программ РТР, в
настоящее время – редактор в издательстве «АСТ». Переводил французских поэтов и
прозаиков; автор шести книг переводов, в том числе «Жизнь Сера» (1993) и
«Таможенник Руссо» Анри Перюшо. Стихи и проза публиковались в российских и
зарубежных изданиях (в том числе – «Арион», «Футурум Арт», альманах «Вектор
творчества – В поисках времени» и др.), автор трех книг верлибров и прозы
– “Время новых болезней” (М.: Музей
В.Сидура, 1996), “Кроткер и Клюфф” (М.: ЛИА Р.Элинина, 1999), “Сгоревшая душа
Кроткера” (М.: Время, 2004). Стихи переведены на английский, немецкий,
болгарский и сербский языки. При участии Госмузея Вадима Сидура в 1990-е издал
серию поэтических книг актуальных современных поэтов.
Немногословный интеллектуал, ироничен,
обладатель умных добрых глаз, курит.
Член Союза литераторов РФ.
«…Геннис не просто говорит стихами или стилистически заласкивает
текст до гладкописи лирической прозы. Его угловатые, жесткие, а порой и
жестокие «сюры» обладают способностью делать видимой (общевидной) «страшную
изнанку», казалось бы, совсем не
страшных жизненных ситуаций – привычки, скуки, раздражения, старения и т.д. и
т.п. Его реализованные «имажи» - простые, почти банальные в истоке (скажем,
горит душа в «Сгоревшей душе Кроткера»), продолжаются столь долго и
переплетаются друг с другом в таком удалении от первичного, исходного смысла,
что, вовсе того вроде бы не желая, обнаруживают (выволакивают наружу) и общие
всем заморочки, и симптомы новых болезней, и все наши российские абсурды –
прошлые, настоящие, будущие…» (Алла Марченко)
Борис ГРИНБЕРГ (Новосибирск)
Мастер комбинаторной поэзии, Магистр палиндромии. Поэт,
драматург, прозаик. Коренной сибиряк, родился в 1962 году в Новосибирске.
Образование, как и следовало ожидать, техническое. Причём высшее.
«Обычные» и палиндромические стихи печатались в журналах
«Сибирские огни», «Футурум АРТ», «Крещатик», «Кто zдесь», "Другие",
"Дети Ра" и многих других изданиях. Большие подборки комбинаторных и
палиндромических стихов включены в
«Антологию русского палиндрома ХХ-век» и «Антологию русского палиндрома,
комбинаторной и рукописной поэзии».
Лауреат премии журнала «Футурум АРТ» за 2004 год. Автор
нескольких поэтических книг – «Год
дракона» (1990), «Ты» (1992), «Опыты
пО» (2000).
Как прозаик печатался в журнале «Крещатик» - роман «Своя
планета» (2002) под псевдонимом Бред Фазер.
Как драматург (под псевдонимом Рис Крейси) побеждал в 1-ом и
2-ом конкурсах Новосибирских драматургов в рамках фестиваля «Сиб-альтера».
Участник «Любимовки-2002». Третий приз и шорт-лист на «Евразии 2004». Шорт-лист
«Ночь с театром». Пьесы так же публиковались в различных журналах (в том числе
в переводе в польском "Тигль культуры") и сборниках. Ставились в
Новосибирске, Омске, Москве, Одессе.
Член СП России с 1999 г.
Лариса КЛЕЦОВА (Москва – Оренбург)
Фантастическая поэтесса и прозаик.
Родилась в 1977 году в Орске Оренбургской области. Окончила Литературный
институт имени А.М. Горького (семинар поэзии Э.В. Балашова). В настоящее время
– зам. главного редактора литературных журналов «Дети Ра» и «Футурум Арт».
Стихи и рассказы публиковались в
журналах «Москва», «Зинзивер», «Гостиный двор» (Оренбург), «Осколки», газете
«День литературы», в различных сборниках и антологиях.
Автор книги стихов «Я вам хочу
запомниться» (Калуга, «Золотая аллея», 2002).
Член Союза писателей России.
Магдалена КОСТОВА-ПАНАЙОТОВА (София, Болгария)
Филолог, литературный критик, поэт и
поэт-переводчик, одна из лучших европейских специалистов по русской
неофициальной поэзии 1950-1990-х гг. Окончила два факультета (филологический и
журфак) Софийского университета, где теперь преподает. В 1996 г. защитила докторскую
диссертацию по творчеству русского поэта-эмигранта Георгия Иванова. Автор
многих литературоведческих работ в области литературной теории, болгарской и
русской литературы ХХ века. Автор книг литературной критики «Между игрой и
откровением» (1995), «Жизнь, что мне приснилась (Поэзия и проза Г.Иванова)»
(2000), Болгарская литературная классика» (2003), «Де-конструкция канона:
Русская неофициальная лирика» (2003). В настоящий момент готовится к изданию
новая монография Магдалены, посвященная русскому литературному авангарду – от
истоков до наших дней (есть там и творчестве поэтов нашей группы). Поэтические
произведения Магдалены публикуются в болгарских и европейских изданиях, активно
выступает и в роли блестящего переводчика современных русских поэтов. Автор
книги стихов «Тропизми» (1996). Кроме того, она является редактором
электронного издательства и журнала литературы, критики и гуманитарных наук “LiterNet”. Если вы владеете болгарским языком –
крайне рекомендуем посетить этот уникальный проект. Есть в этом издании и стихи
некоторых наших авторов (в переводе Магдалены): http://liternet.bg
Стас КРАСНОВСКИХ (Екатеринбург)
Полное имя: Станислав Игоревич
Красновских. Родился 2-го июля 1979 года. Самый молодой, но безумно талантливый
поэт группы “СССР!”. В электронных изданиях его необычные, жесткие
урбанистические верлибры пользуются немалым читательским успехом. В качестве
литературного псевдонима взял девичью фамилию мамы, поскольку, в силу
стеснительности характера, не хотел, чтобы коллеги по работе знали о том, что
он еще и стихи пишет.
О себе поэт сообщает следующие факты:
“Полтора года проучился в Горном институте, где, при стечении счастливых
обстоятельств, познакомился с лучшим уральским поэтом современности Борисом
Рыжим. Общение наше длилось не очень долго, но запомнились его понимание и
душевность по отношению ко мне – 17-летнему пацану, замороченному Бродским…
Дальше было так: ухожу из института, мыкаюсь, работаю расклейщиком объявлений,
грузчиком, собираюсь в армию, но не попадаю туда – списывают. Завязываю со
стихами, иду работать на завод – шлифовальщиком, токарем, а потом вдруг
поступаю в Гуманитарный университет на психолога, где отучился три курса, после
чего обучение пришлось оставить (в основном, по финансовым причинам). В
очередной раз меняю все в своей жизни: во-первых, сменил профессию и устроился
консультантом по фототехнике (чем по сей день и занимаюсь, плюс менеджерские
обязанности); во-вторых, счастливо женился и сотворил лучшее из своих произведений
– дочку Бульку. Наконец, к 25 годам с чистой совестью снова вернулся в поэзию”.
Очень доброжелателен, надежен,
несколько застенчив (в литературном быту).
Евгений М’АРТ (Москва – Обнинск)
Родился в городе Обнинске Калужской
области в 1977 году. Закончил Физико-техническую Школу на базе Института
Атомной Энергетики. Там же по привычке проучился ещё три курса на кафедре
Вычислительной техники. До 16 лет о писании стихов и не помышлял. Сочинять
стал, вопреки сложившейся традиции, вовсе не под влиянием романтических
увлечений. Сам Евгений объясняет это так: перед самым рождением твёрдо решил
для себя забыть о каком-либо творчестве, чего и придерживался честно и
старательно, пока компьютеры не надоели. Теперь также честно и старательно
ничего не помнит о компьютерах, перестал терзать рифмы, зато с 23-х лёт
целенаправленно осваивает и преодолевает свободный стих (верлибр. В 2000-2004
гг. – активный участник литературной группы (студии) «Шестое чувство»,
существовавшей при газете «Обнинск» под патронажем известной обнинской поэтессы
Веры Чижевской. Именно В.А.Чижескую
Евгений называет своим учителем и наставником в освоении вселенной свободного
стиха.
В 2003 году завершил-таки с отличием
высшее образование по специальности юриспруденция и с тех пор работает в
Москве, а проживает в подмосковном Королеве. Год спустя выпустил дебютный
сборник стихов «Ответный визит» (Обнинск, 2004), получивший хорошую критику.
Участник фестивалей верлибра и «Другие». Стихи Евгения М’Арта публиковались
как в местной периодике, так и в журналах «Изящная словесность» (СПб), «Дети
Ра» (Москва) и др., включены в сборники и антологии «Рождение пространства»
(2003) и «Литературный Обнинск» (2006).
Кроме того, в 2005 году выступил в роли
сценариста-режиссера короткометражного фильма в жанре видеопоэзия «МЕТРОШТОК
ДУШИ».
Снежана РА (Москва – София)
Загадочная затворница современной
поставангардной поэзии, нежно любима сетевым сообществом и горячо нелюбима
поэтическим истеблишментом. Принципиально не выступает на литературных площадках,
не посещает поэтических мероприятий.
Родилась 5 июля в Москве
в русско-болгарской семье. Окончила филологический факультет МПГУ. Преподавала
русский язык и литературу в школе, работала в модельном бизнесе, копирайтером в
рекламном агентстве. Писала тексты для рок-групп. Много путешествовала по миру
(Европа, Австралия, Тибет, Амазонка). В 1998 году переехала на постоянное место
жительства в Софию (Болгария), где занялась журналистской практикой.
Сотрудничала с газетой «Жълъд».
Дебютировала как литературный
критик в журнале «Фантом» (1995). Печатается как журналист и литературный
критик в журналах «Если» (Москва), «LiterNet» (София), «Terra Fantastica» (София), «Върколак» (София), «Дети
Ра» (Москва), в газетах.
Как поэт публикуется с
2005 года: журналы «Дети Ра» и «Наброски», сайт Stihi.ru. Стихи печатались в журналах «Дети
Ра», «Футурум АРТ», в сборнике «Мы все – поэты!» (М., 2006), в
интернет-изданиях «Пролог», «Точка Зрения», «Barkov’s Magazine», «Наброски», «Молодой литератор»,
«Речевые игры», «Клубочек», а так же в Живом Журнале и на литературных сайтах
(например, My-Works.org; Библиотека поэзии).
«c
ТАКОЙ откровенностью женщины-поэты даже сейчас пишут о себе нечасто. – пишет в еженедельнике “НГ Ex Libris»
Татьяна Виноградова. – У Снежаны
Ра эта отчаянная, «последняя» откровенность, видимо, – способ не столько
объясниться с миром, сколько ему, этому самому миру, отомстить. Эпоха биархата,
предреченная нам в конце прошлого тысячелетия, что-то всё никак не наступает, и
женщина продолжает стоять перед необходимостью утверждать себя и свою самость в
мире монополярной маскулинности... Снежана – немножко юродивая, немножко
гламурная, очень зрелая, очень невзрослая и – отчаянно одинокая. Лирическая
героиня Снежаны непостоянна, полиморфна. Кажется, она всё время репетирует
роли, примеряет маски. Вдруг какая-нибудь да и прирастет, станет наконец лицом.
Агрессивный нарциссизм соседствует со всепрощением и альтруизмом в духе матери
Терезы, а творческий эксгибиционизм зрелого поэта вытаскивает на свет Божий винтажную
россыпь очаровательных подростковых комплексов». А Евгений Степанов
добавляет: «В самобытных стихах Снежаны РА удивительным образом соседствуют мягкая ирония и едкий сарказм,
одухотворенность и трагизм…». Более спокойную оценку стихам поэтессы дает
критик Анна Кузнецова: «Характерные молодежные стихи... Эпатаж в них
снимается девическим жеманством, искусственность некоторых положений —
искренностью некоторых ощущений» (ж. «Знамя». 2007, № 1).
Автор двух поэтических
книг: «Городская сумасшедшая» (2006) и «Эрос в читальном зале» (2006).
Марина РУСОВА (Германия)
Наш человек в Германии. Родом с
Дальнего Востока. С 1997 года проживает в Германии. Работала в музее
современного искусства научным сотрудником. По профессии – художник, и поэт с
уникальным, легко узнаваемым голосом, филигранной техникой. Из всех участников
группы «СССР!» Марина Руссова, пожалуй, крепче всех держится Традиции, и, без
ложного преувеличения, в области классической просодии она сегодня одна из
ярчайших поэтесс. Ее потрясающие стихи собраны в авторской книге "Мой
ангел не парит", публиковались в различных литературных альманах и
журналах России, Германии и США, в том числе в таких изданиях, как
"Переселенец" (Германия), "Литературные страницы" (Германия),
а так же в интрнет-изданиях "Стихи.ру", "ТЕРМИтник поэзии"
и др. Произведения Марины Русовой включены в Антологию новой русской поэзии
"На изломе веков" (Флорида, 2005).
В 1996 году стала лауреатом Городской литературной премии.
Свое творческое кредо Марина формулирует так: «Пытаюсь вживаться в образ
лирических героинь, и с позиций неблагоприятной или благоприятствующей
атмосферы анализирую сущность человеческой натуры».
Литературные предпочтения: поэты «серебряного века», «русское рассеяние», проза
Харуки Мураками, Сергея Довлатова, Виктора Пелевина.
Евгений СТЕПАНОВ (Москва)
Человек
фантастической энергии и могучего ума. Поэт, филолог-романист, культуролог,
издатель, критик, журналист, прозаик. Родился в 1964 году в Москве. Окончил
факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института в 1986 году
и Университет христианского образования в Женеве в 1992 году.
Евгений не
только замечательный и очень разноплановый поэт, но еще и издатель культовых
литературно-художественных журналов «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Зинзивер».
Литературную и научную деятельность сочетает с должностью директора
издательства «Вест-Консалтинг».
Член Союза
писателей Москвы. Почетный гражданин штата Кентукки (США). Лауреат Отметины
имени Отца русского футуризма Д.Д. Бурлюка. Работал в газетах «Семья»,
«Совершенно секретно», «Крестьянская Россия», журналах «Мы», «Столица» и
других.
Как поэт, критик, мемуарист печатался в таких изданиях, как «Дружба народов»,
«День поэзии», «Поэзия», «Вопросы литературы», «Ex libris НГ», «Московский
комсомолец», «Черновик», и во многих других.
Автор нескольких книг стихов, прозы (См. раздел «БИБЛИОГРАФИЯ»),
культурологических монографий «Плакаты Госстраха как социокультурное явление»
(М., 2003) и «Карманные календари Госстраха» (М., 2004).
«Стихи Е.С. ясны,
как документальная проза, таинственны, как добрый крик обиженной любви,
публицистичны и вместе с тем суггестивны. У него в одном стихотворении могут
естественно соседствовать реминисценции из Блока и Сосноры или из Венички и
Солженицына, а также «славянская душа» и «прищур азиатский», ирония и пафос,
жаргон и архаика, стеб и пафос...
Еще Степанов — мастер урбанистической зарисовки (тут он продолжатель
лианозовцев, прежде всего Сапгира), но он же порой погружается в звуковые
глубины слова и по-хлебниковски пробует его на зуб. Он пишет то жестким
рифменно-регулярным стихом, то нежным верлибром. А между намеченными
метрическими полюсами располагаются его вольнотпущенные дольники и раешники —
похоже, на данный момент наиболее органичная для «стихоплета» (а почему, кстати,
это слово носит негативный ореол? — плести стих, как бересту, дело и
благородное, и нелегкое, и творческое) ритмико-интонационная модель» (Татьяна
Бек. «НГ Ex Libris»).
Евгений В. ХАРИТОНОВЪ (Москва)
Человек, придумавший «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ
/“СССР!”». Полное имя: Евгений Викторович Харитонов. Родился 9 декабря 1969
года под знаком Стрельца. Подобно Г.Геннису олицетворяет пример
интернационализма: по отцовской линии в семье – французы, немцы (прабабка –
крестница барона Корфа), русские и даже корейцы; по материнской – из кубанских
казаков. В детстве мечтал стать танкистом, в студенческие годы играл в
рок-группе “The Мы” (из которой, кстати, вышел еще один литературный персонаж –
популярный писатель-фантаст Михаил Тырин). Служил в Советской Армии, где
приходилось прыгать с парашютом и стрелять на поражение.
Филолог по образованию (окончил МПГУ),
поэт, переводчик, историк нереалистической литературы и кино. Печататься начал
в 14 лет. В литературных кругах более известен в качестве
критика-фантастиковеда, одного из ведущих специалистов в области фантастических
форм литературы и искусства: статьи и очерки, посвященные фантастической
словесности и кино регулярно публикуются в центральных изданиях и за рубежом,
выпустил десяток книг и антологий по русской и зарубежной фантастике (в том
числе – первое в стране энциклопедическое издание по отечественной
кинофантастике и киносказке “На экране – чудо”, в соавт. С А.Щербаком-Жуковым),
получил множество российских и международных литературных премий (в частности,
в 2003 году стал первым иностранным лауреатом Национальной литературной премии
Болгарии «Гравитон» - за вклад в болгарскую культуру). Кроме того пишет очерки
по истории рок-музыки, переводит болгарских фантастов и поэтов. Работал в газетах, учителем в школе, в
журнале «Библиография»; в настоящее время – заведующий отделом критики толстого
литературного журнала фантастики «Если» и главный редактор литературного
приложения журнала «Знание – сила».
Стихи публикует с конца 80-х – сначала
в самиздате, потом в антологии «Слепая свобода» (Лондон: DP, 1990), в Болгарии, Сербии,
Японии. Стихи и переводы печатали
журналы и газеты «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Зинзивер», «Город Гротеска»,
«Библиография», «Новый мир», «Безымянная звезда», «Съвременник» (Болгария), «LiterNet» (Болгария), «Литературен Вестник»
(Болгария), «ART
32» (Сербия), «Barkov’s Magazine», «Красный Серафим», «МОЛ», «Новая литература», «Другое
полушарие», «Острова», «Черновик», альманах «Сорок до сорока» и др.,
интернет-журнал «Точка зрения».
Выпустил несколько поэтических книг (не
считая двух самиздатовских сборников конца 1980-х-начала 1990-х) – “Во! Ум!”
(Лондон, 1999), “НЕПрОЗА, или Картинки за выставкой” (Москва, 2003),
“Внеклассное чтение” (Рязань, 2005), “Последният ден на ягодовата поля” (София,
2005; на болгар. яз.), «Ямуямбурою» (Москва, 2007), «Легко» (Москва,
2007). Лауреат премии журнала поэзии
«Дети Ра» (2005). В 2006 году сборник стихов «Внеклассное чтение» получил
премию Союза литераторов РФ «Словесность».
Редактирует литературные интернет-журналы
«Barkov’s Magazine» (Журнал ортодоксально-маргинального
искусства) и «Другое полушарие» (литературный авангард).
Склонен к литературной мистификации. В
сетевой литературе достаточно широкую известность получили по крайней мере два
до сих пор не разоблаченных сетевых поэта), придуманных Е.Харитоновым.
Ироничный, компанейский, уже не пытается бросить курить, из спиртных напитков
отдает предпочтение натуральным – водка, коньяк, самогонка, болгарская ракия.
Член СП России, Союза литераторов РФ и
Союза журналистов.
«Представитель
поколения, при котором обесценилось само понятие «поэт», Харитонов пытается
вновь возвысить его «от противного» - за счет эпатажности,
гиперсентиментальности и брутальности своего, в общем-то интеллигентного и
чувствительного лирического героя» (Мария Галина. газета «МОЛ»).
«Евгений В.
Харитоновъ — по широте диапазона творческих возможностей наследник по прямой
замечательного питерского поэта Александра Кондратова... Он применяет
различные, в том числе подзабытые приемы. Мне импонируют верлибры Харитонова,
насыщенные тавтограммами и спрятанными рифмами, его визуальная поэзия,
танкетки, игра со словом и звуком. Особенно хорошо, когда игра не превращается
в фарс, сарказм не подавляет искреннее, точное и метафизичное слово (Евгений
Степанов. Журнал «Дети Ра»).
«Среди источников
Харитонова – и ранний Маяковский, и Ксения Некрасова, и классики отечественного
верлибра – Владимир Бурич, Арво Метс, Вячеслав Куприянов, – но и фольклор, и
обыденная речь. В этом смысле наиболее удачными предстают у Харитонова
миниатюры: двустишия, псевдохайку и псевдотанка, удетероны (т.е. моностихи) и
т.д.» (Данила Давыдов. «Книжное обозрение»).
Ия ЭСКО (Москва)
Поэт и художник. Закончила МГАПИ, но
никогда не работала по специальности, предпочитая хлеб свободного художника.
Занимается живописью, графикой и керамикой, автор нескольких выставок. В 2004
г. вышла первая книга стихов “Тени осенних дождей”. Книга – толстая, в ней
целых 216 страниц! Участница Фестивалей русского свободного стиха. Умеет слушать
других, загадочно улыбаться, не курить.
Член Союза литераторов РФ.
«Эти ранние, далекие от созерцательности и
очень урбанистические тексты напитаны бытовой конкретикой и обыденными речевыми
актами, мрачной психоделической романтикой, ощущением непрекращающегося
кафкианского кошмара, НЕгармонии, полной разобщенностью с окружающим миром, и,
самое страшное, зримостью эмоционального коллапса». (журнал «Дети Ра»)